(Стрельбицкий Даниил Константинович; 17.12.1823, с. Зиновинцы Литинского у. Подольской губ.- 13.04.1902, Житомир), архиеп. Волынский и Житомирский. Род. в семье (бывш. греко-униатского?) священника Свято-Троицкой ц. Константина Феодоровича (в монашестве иером. Карп, насельник Шаргородского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря) и Марии Николаевны Стрельбицких.
В речи при наречении во епископа (6 апр. 1877) М. вспоминал, как в 6-летнем возрасте в холодном храме его парализовало, он не мог говорить, двигать правой рукой и ногой: «...никакие врачебные пособия не могли исцелить меня. Безгласного и недвижимого меня уже обрекали смерти». Отец отнес его в храм и положил перед чудотворной иконой Пресв. Богородицы, а после литургии «произнес пред св. иконою обет... «Матерь Божия исцели сына моего. Если он выздоровеет, я отдаю его Тебе на служение»». Вечером того же дня сын исцелился (Слова. Т. 1. С. 503-504). Во время обучения Стрельбицкого в КДА иконописец Киево-Печерской лавры иеродиак. Дезидерий изготовил копию с чудотворной Зиновинской иконы, которую М. повсюду возил с собой. Где бы М. ни служил, он приезжал на родину. На кладбище в Зиновинцах М. построил и в 1879 г. освятил деревянную церковь (1877-1879) для вечного поминовения родителей, 16 июля 1889 г. вместе с братом - священником с. Дашковцы Литинского у. о. Хрисанфом Стрельбицким - освятил закладку каменной зиновинской Свято-Троицкой ц.
В 12 лет Даниил был отдан в Каменец-Подольское ДУ, дважды (1839, 1840) получал похвальные листы за отличные успехи и «благонравие». С 1841 г. обучался в Каменец-Подольской ДС. По окончании ее в 1847 г. отправился в Киев, был послушником в Киево-Печерской лавре при Крестовой домовой митрополичьей церкви, где совершал ежедневные богослужения иеросхим. Парфений (Краснопевцев), духовник митр. Киевского и Галицкого свт. Филарета (Амфитеатрова). В апр. 1848 г. вернулся в с. Зиновинцы испросить благословение родителей на постриг, затем поступил в число послушников каменец-подольского во имя Святой Троицы монастыря, на территории к-рого находилась Подольская семинария, ректор архим. Иоасаф (Покровский) был настоятелем обители. 17 дек. 1848 г., в свой день рождения, в теплой монастырской ц. преподобных Антония и Феодосия Печерских Даниил был пострижен в монашество с именем в честь свт. Модеста, архиеп. Иерусалимского, 30 янв. 1849 г. еп. Подольским Елпидифором (Бенедиктовым) рукоположен во диакона, 2 февр.- во иерея. Служил учителем певчих архиерейского и семинарского хоров и проповедником в Тюремном замке.
В авг. 1849 г. по благословению митр. Филарета (Амфитеатрова) М. поступил в КДА. Учился при ректорах Димитрии (Муретове) и Антонии (Амфитеатрове) и 3 инспекторах: архимандритах Феофане (Авсеневе), Данииле (Мусатове) и Леонтии (Лебединском). В числе товарищей М. по курсу были будущие иерархи - еп. Пензенский и Саранский Павел (Вильчинский), еп. Могилёвский и Мстиславский Евгений (Шерешилов (Шершило)), еп. Тамбовский и Шацкий Александр (Богданов), еп. Черниговский и Нежинский Вениамин (Быковский), архиеп. Владимирский и Суздальский Сергий (Спасский), архиеп. Казанский и Свияжский Владимир (Петров), архиеп. Донской и Новочеркасский Афанасий (Пархомович), еп. Кирилловский, викарий Новгородской епархии Арсений (Иващенко). Курсовое соч. «О церковном Октоихе» (1853), напечатанное в 1865 г. в Вильне, затем переработанное и дополненное (Екат., 18782; К., 18853), одобрено определением Синода от 16-30 июля 1880 г. для приобретения в фундаментальные б-ки семинарий, духовных уч-щ и приходские б-ки.
По окончании КДА (старшим кандидатом, 31-м по разрядному списку из 48) 24 мая 1854 г. М. был назначен смотрителем в Слуцкое ДУ Минской епархии, преподавал рус. грамматику, церковный устав и церковное пение. 24 июля 1854 г. зачислен в братию слуцкого во имя Святой Троицы монастыря, состоял проповедником, провожал и напутствовал идущие через Слуцк в Крым войска. 25 дек. 1856 г. возведен в сан игумена. В 1857 г. назначен надзирателем над церковью и монашествующими. С сент. по 15 нояб. 1857 г. состоял законоучителем Слуцкой гимназии. В Слуцке написал соч. «Св. Григорий Палама, митр. Солунский, поборник православного учения о Фаворском свете и о действиях Божиих» (К., 1860), в 1858 г. представленное на степень магистра богословия, 31 марта 1859 г. утвержден в степени магистра. Одновременно начал работу над соч. «Слуцкие князья», но тяжелая болезнь прервала труды.
15 нояб. 1858 г. М. был переведен в Киев ректором и учителем Киево-Подольского духовного уч-ща. Пребывание в Киеве благотворно сказалось на его здоровье. По словам биографа, новая книга М. «Краткое сказание о жизни... отцев дальних пещер... с присовокуплением тропарей и кондаков сим святым» (К., 1862; 19126) явилась «благоговейным выражением глубокого чувства благодарности преподобным отцам за исцеление». Книга была подготовлена до 9 июля 1861 г. на основе лаврской рукописи или списка на «славянопольском» языке, составленного, по мнению М., в сер. XVII в. В список вошли надписи с 40 досок, бывших при мощах подвижников, почивавших в Дальних пещерах. К сер. XIX в. сохранилось лишь 6 досок с изображениями святых и кратким описанием их подвигов. В книгу вошли 46 имен святых. До М. подобного труда о преподобных отцах Дальних пещер не было.
14 дек. 1860 г. М. был назначен инспектором Минской ДС, преподавателем библейской и всеобщей церковной истории, а также канонического права. Внес значительный вклад в постройку здания Минской ДС. 3 апр. 1862 г. архиеп. Минским и Бобруйским Михаилом (Голубовичем) возведен в сан архимандрита.
По ходатайству митр. Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) 26 янв. 1863 г. М. был переведен в Вильну инспектором Литовской ДС; преподавал обличительное, нравственное и пастырское богословие, церковное красноречие и (временно) нем. язык. В 1863-1865 гг. служил библиотекарем семинарии, привел в порядок семинарскую б-ку, не разобранную после переезда семинарии в 1845 г. из Жировиц в Вильну. Это было неспокойное время для всего края и для семинарии из-за польского восстания 1863-1864 гг. В «Литовских епархиальных ведомостях», «Вестнике Западной России», газ. «Виленский вестник» регулярно помещались сведения о возобновлении старых правосл. церквей, закладке и освящении новых, о возвращении целых приходов в Православие. Деятельным участником этих событий был М., вошедший в виленское православное Свято-Духовское братство, возобновленное в 1865 г. митр. Иосифом (Семашко) для укрепления Православия в Северо-Западном крае после подавления в 1864 г. польск. восстания. Речи М. при закладке и освящении храмов публиковались в «Литовских епархиальных ведомостях». В Вильне М. начал писать исследование по истории супрасльского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря, к-рое печаталось в «Литовских епархиальных ведомостях» (1864-1866) и «Вестнике Западной России» (1867). За пожертвование кн. «О церковном Октоихе» в церкви и обители Литовской епархии 6 окт. 1865 г. М. было объявлено благословение митр. Иосифа. Но служение в Литовском крае сильно подорвало здоровье архимандрита. 12 окт. 1866 г. согласно своему прошению М. был перемещен в Чернигов инспектором ДС. Ректором семинарии в 1861-1868 гг. служил его сокурсник по КДА архим. Евгений (Шерешилов). Пребывание в Черниговской ДС пришлось на время преобразования семинарии по уставу 1867 г.
В июне 1868 г. М. был назначен ректором Иркутской ДС, с 11 сент. являлся членом Духовной консистории и цензором проповедей, произносимых в кафедральном соборе. С 16 июля 1870 г. являлся цензором и с 1 янв. 1871 г.- редактором «Иркутских епархиальных ведомостей». По пути в Иркутск в Москве М. встречался с митр. Московским свт. Иннокентием (Вениаминовым) и хотел просить о перемещении в другое место, «но потом предался воле Божией». Иркутская семинария (в ней обучалось 154 ученика) при М. готовилась к переходу на новый устав. Впоследствии М. с благодарностью вспоминал о помощи архиеп. Иркутского Парфения (Попова). «Тогда еще не было полного преобразования семинарии. Мы, все, тогда служащие, изучали смысл устава, встречали недоумения, местные вопросы и затруднения. Преосвященнейший Парфений энергически выводил нас из подобных затруднений... Когда наступил 1871 г., назначенный для преобразования нашей семинарии, преосвященнейший Парфений сам назначил, где жить ректору, инспектору, где быть каким классам, как распределить предметы между наличными преподавателями и даже сам собственноручно написал проект полного преобразования семинарии» (Слова, поучения. Од., 1893. Т. 1. С. 498-499). После кончины архиеп. Парфения Иркутскую кафедру возглавил еп. Вениамин (Благонравов), к-рый впоследствии признавался, что в беседах с М. он «отводил душу». При отъезде М. из Иркутска в С.-Петербург на хиротонию архиеп. Вениамин подарил М. архиерейскую панагию с Тихвинским образом Божией Матери, ранее принадлежавшую митр. С.-Петербургскому, Эстляндскому и Финляндскому Антонию (Рафальскому).
Много усилий «не по долгу только, но и по требованию души» приложил М. для повышения нравственного и образовательного уровня в семинарии, добиваясь, чтобы «воспитанники не механически, а с любовью занимались науками» (Речь, произнесенная преподавателем семинарии иером. Гурием. 1877. № 10. 5 марта. С. 132), изыскал средства на приобретение книг в ученическую б-ку. Фундаментальная б-ка при М. была пополнена совр. сочинениями на рус. и иностранных языках по предметам семинарского курса. В целом деятельность М. имела благотворное влияние на все стороны жизни семинарии, к-рую он сумел поставить «в параллель с лучшими семинариями России, как по учебной части, так и по воспитательной» (Там же. С. 134). Проявлял миролюбие, доброту и снисходительность, чем заслужил любовь и уважение наставников и воспитанников. Время ректорства М. признано «одним из лучших в истории семинарии» (Там же. С. 131).
В Иркутске М. занимался и научными исследованиями. Он первым из ректоров обратил внимание на семинарскую б-ку, в которой обнаружил рукописи XVII и XVIII вв., в частности, жизнеописание патриарха Московского и всея Руси Никона с пометами архиеп. Феофана (Прокоповича) и рукописи, касающиеся КДА. В 1869 г. в связи с 50-летием академии М. передал в академическую б-ку рукописные книги «Палинодия» (1621) и «Книга о вере» архим. Захарии (Копыстенского), а также сочинение волынского помещика Евстафия Гизеля (Киселя) «Antapologia, или Опровержение Апологии Мелетия Смотрицкого», изданное в 1632 г. под именем Геласия Диплица с посвящением митр. Киевскому свт. Петру (Могиле). За это М. было «преподано благословение» Синода от 7 апр. 1870 г. и выражена признательность КДА (50-летний юбилей КДА. 1869. С. 359).
Настоятель иркутского в честь Вознесения Господня (Иннокентиевского) монастыря Мартиниан (Муратовский) указал М. на хранившуюся в б-ке обители рукопись с поучениями, к-рые предание приписывало 1-му еп. Иркутскому и Нерчинскому свт. Иннокентию (Кульчицкому). Нек-рые списки поучений хранились у жителей Иркутска. М. решил доказать несомненную принадлежность поучений свт. Иннокентию, с 1871 по 1873 г. в «Иркутских епархиальных ведомостях» печатал исследование под заглавием «Предание о проповедничестве св. Иннокентия, первого епископа Иркутского и Чудотворца». Там же М. напечатал и сами поучения, по словам современника, «принятые к сердцу всею Сибирью», сделав проповеди свт. Иннокентия доступными читателям. 300 экз. своей книги «О проповедничестве св. Иннокентия, первого Иркутского епископа и Чудотворца...» (Иркутск, 1873) пожертвовал в б-ки духовно-учебных заведений Иркутской епархии, за что ему было «преподано благословение» Синода. Свой труд М. выслал архиеп. Ярославскому и Ростовскому Нилу (Исаковичу), в 1838-1853 гг. возглавлявшему Иркутскую епархию. Последний в своем отзыве 26 февр. 1874 г. писал: «Труд этот давно вызывал делателя, только не обреталось его... Вы тщательно исполнили долг свой. Характер поучений святителя определен и объяснен как нельзя лучше. Теперь остается издать их отдельною книгою, с ликом святителя и его житием. Это будет венцом вашего труда» (Отзыв высокопр. Нила, архиеп. Ярославского, об издании поучений св. Иннокентия, еп. Иркутского… // Иркутские ЕВ. 1874. № 15, 13 апр. С. 176).
Вторая книга М. «Жизнь св. Иннокентия, первого Иркутского епископа и чудотворца» печаталась уже в «Пермских епархиальных ведомостях» (под заглавием «Жизнь и подвиги свят. Иннокентия») и была закончена в Екатеринбурге 13 дек. 1878 г. (Пермь, 1878). При ее написании М. пользовался материалами, собранными протоиереем Иркутского кафедрального собора П. В. Громовым в кн. «Начало христианства в Иркутске и святый Иннокентий, 1-й еп. Иркутский: Его служение, управление, кончина, чудеса и прославление» (Иркутск, 1868).
М. старался ежедневно молиться у мощей свт. Иннокентия в Вознесенском мон-ре, глубоко верил в предстательство святителя. В сент. 1880 г., уже став епископом Люблинским (с 1878), в письме настоятелю Вознесенской обители М. выразил желание заменить ветхую митру на главе свт. Иннокентия на новую, украшенную драгоценными камнями, а прежнюю просил прислать ему на память и благословение. Митра была изготовлена сестрами екатеринбургского в честь Тихвинской иконы Божией Матери (Новотихвинского) монастыря на средства М. и 12 авг. 1881 г. отправлена в иркутский Вознесенский мон-рь. 3 нояб. 1881 г. архиеп. Вениамин возложил ее на главу святителя.
В «Иркутских епархиальных ведомостях» печатались и переводы М. с греческого языка: «Св. Григория Паламы, митр. Солунского, отрывки из двух обличительных слов о происхождении Св. Духа против латинян и Святейшего отца нашего Марка, митр. Эфесского (Евгеника), силлогистическия главы против латинян о происхождении Св. Духа, о различии сущности и действий в Боге, о Божественном свете и о дарах духовных» (Иркутские ЕВ. 1876. № 21, 22 мая. Предисловие к переводу. С. 271-279; I. Из первого обличительного слова Св. Григория против латинян. С. 279-286). Далее в 5 номерах печатались «Отрывки из 2-го обличительного слова св. Григория Паламы против латинян о происхождении Св. Духа» (Иркутские ЕВ. 1876. № 22, 23, 37-39). В предисловии М. пояснял, что поводом к появлению этих переводов стал поднятый старокатоликами на Боннских конференциях вопрос о Filioque.
Подводя итоги своего служения (более 20 лет) на педагогическом поприще, М. утверждал, что шел «одним и тем же путем науки», несмотря на представлявшуюся возможность иного пути: «Места моего служения были именно таковы, где сокровища и интересы науки шли рядом с сокровищами святыни и благодати, таковы: Киев, Минск, Вильна, Чернигов, Иркутск. Везде я находил ободрение в трудах и утешение» (Слова. Т. 1. С. 505).
25 дек. 1876 г. было Высочайше утверждено назначение М. епископом Екатеринбургским, викарием Пермской епархии. Указом Синода от 10 янв. 1877 г. М. было велено прибыть в С.-Петербург для наречения и хиротонии. 4 февр. семинарской корпорацией был устроен прощальный обед, на к-ром присутствовали архиеп. Иркутский Вениамин (Благонравов), начальник Иркутской духовной миссии архим. св. Мелетий (Якимов), прощальное слово сказал преподаватель семинарии иером. Гурий (Буртасовский) (Прощальный обед. 1877. № 9. 26 февр. С. 119-124). М. покинул Иркутск 18 февр., отслужив молебен у мощей свт. Иннокентия.
В кон. марта 1877 г. М. прибыл в столицу, 6 апр. наречен и 10 апр. в Александро-Невской лавре хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. Хиротонию возглавил митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский) в сослужении митрополитов Киевского и Галицкого Филофея (Успенского), Московского и Коломенского свт. Иннокентия (Вениаминова), архиепископов Литовского и Виленского Макария (Булгакова), Воронежского и Задонского Серафима (Аретинского), викариев С.-Петербургской епархии еп. Ладожского Ермогена (Добронравина) и еп. Выборгского Варлаама (Чернявского), викария Новгородской епархии еп. Старорусского Варсонофия (Охотина). 15 июня 1877 г. М. прибыл в Екатеринбург. За полтора года служения в Пермской епархии посетил многие уезды, в Кунгуре открыл техническое училище, в Шадринске освятил храм во имя святых Флора и Лавра, обозревал духовное уч-ще в Далматове, Колчеданскую жен. общину Камышловского у., церкви Екатеринбургского и Верхотурского уездов. В авг. того же года ему было поручено попечительство за образованием девиц при Екатеринбургском Новотихвинском уч-ще. В домовой Крестовой церкви архиерейского дома устроил предел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Каждое воскресенье и в праздничные дни служил литургию и проповедовал.
9 дек. 1878 г. М. возглавил Люблинское викариатство Холмско-Варшавской епархии, учрежденное в 1875 г. для управления перешедшими в Православие приходами бывшей греко-униат. Холмской епархии. Назначение состоялось по ходатайству архиеп. Холмского и Варшавского Леонтия (Лебединского), к-рый служил инспектором КДА, когда М. обучался на 3-м и 4-м курсах. Для М. как викарного епископа была составлена инструкция, поставленные перед ним задачи заключались «в объединении обеих частей - воссоединенной и древлеправославной, в усилении зависимости воссоединенной части епархии от центрального епархиального управления», все это «нужно было сплотить, объединить, примирить». Прибыл в Холм 12 февр. 1879 г. С присущим ему усердием и «просвещенной энергией» обозревал приходы, изучал историю края. Так, с 27 апр. по 20 мая и с 16 по 13 июня 1880 г. М. посетил воссоединенные приходы Бельского и Влодавского уездов Седлецкой губ., затем Грубешовский и Замостский уезды Люблинской губ. В 1-ю поездку обозрел 58 приходов, во вторую - 20 (Коржевский. 1880. С. 324-326). Часто совершал торжественные богослужения в уездных городах и селах (Праздник Св. Троицы в г. Беле и пос. Лесне // Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1881. № 10; 1882. № 13, 24). На страницах «Холмско-Варшавского епархиального вестника» регулярно помещались сведения о поездках М. по епархии, печатались слова, произнесенные в храмовые и иные праздники, при освящении и закладке церквей и по другим случаям.
8 сент. 1879 г. М. в холмском кафедральном соборе Рождества Пресв. Богородицы архиеп. Леонтий (Лебединский) объявил о восстановлении холмского Свято-Богородицкого церковного братства для содействия укреплению Православия, преимущественно среди населения, воссоединившегося с правосл. Церковью. Устав братства, составленный М., 30 окт. 1879 г. утвердил архиеп. Леонтий. В тот же день М. был назначен председателем совета братства, получил золотой знак 1-й степени этого братства. 26 дек. 1879 г., в праздник Собора Пресв. Богородицы, состоялось открытие братства. Составленное М. «Воззвание от Холмского православного Свято-Богородицкого братства» разослали по епархиям и опубликовали в периодике (Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1880. № 4. С. 53-54). 15 мая 1882 г. братство было принято под Высочайшее покровительство. Его членами стали министры, губернаторы, правящие иерархи. При открытии братство насчитывало 45 членов, через 10 лет - более 900. Братство издавало «Холмский народный календарь», 1-й выпуск вышел в 1885 г.
Для «внутренней религиозной реорганизации края» М. находил полезным восстановить братства в приходах, некогда существовавшие в Зап. Руси, для чего предлагал собрать мнения духовенства и составить правила. 11 июня 1881 г. Устав православных церковноприходских братств был утвержден (Там же. 1881. № 13. С. 197-199). Тогда же вышло распоряжение епархиального начальства от 8-11 июня 1881 г. об учреждении церковных братств в воссоединенных приходах Холмско-Варшавской епархии на основании этого устава.
В 1882 г. при Холмском братстве был образован церковно-археологический музей. Указом Синода от 16 июля 1882 г. были приняты Правила об учреждении церковно-археологического музея при Холмском братстве. 8 сент. того же года состоялось открытие музея. Идея учреждения музея как хранилища памятников религиозно-национального сознания народа принадлежала М., к-рый во время частых поездок по епархии обратил внимание на небрежное отношение к рукописным, архитектурным и др. памятникам старины, что приводило к их пропаже и уничтожению. М. указал также на необходимость сохранения архивов при церквах. По ходатайству М. в Синод было направлено прошение о возвращении рукописей, богослужебных и иных книг, переданных в хозяйственное управление при Синоде в 1879-1881 гг. К нояб. 1882 г. в музей поступило 11 памятников. Тогда М. выпустил специальное печатное воззвание о передаче в музей предметов старины (Там же. 1882. № 22. С. 383-384). Начал проводить экскурсии по музею, организовал розыски археологических и археографических памятников в Холме, к чему привлек воспитанников духовного училища, помещавшегося в архиерейском доме, и за каждую находку выдавал учащимся неск. копеек.
Преимущественное внимание М. уделял охране церковных зданий как «внешних показателей древности православия в крае» и старался оберегать от переделок и искажений, объяснял их историческое и церковно-религ. значение. С 17 апр. по 7 мая 1882 г. вместе с проф. К. П. Самоквасовым М. осматривал храмы Седлецкой губ., посетив ок. 50 приходов и обнаружив при этом, что «при починке» древних церквей недопустимо меняется их первоначальный вид. Об этом он донес архиеп. Леонтию, а тот генерал-губернатору с просьбой рекомендовать архитекторам, наблюдающим за церковными постройками, «воздерживаться от уничтожения памятников церковной старины» (Там же. № 11. С. 237). При обозрении епархии М. вел записные книжки.
По предложению М. определением архиеп. Леонтия от 29 янв.- 8 февр. 1882 г. настоятелям воссоединенных с правосл. Церковью приходов было предложено завести церковноприходские летописи по специальной программе (Программа как вести церковно-приходские летописи // Там же. № 5. С. 78-80). За основу была принята программа, опубликованная в «Харьковских епархиальных ведомостях» (1880. № 14). Летописи состояли из 2 частей: исторической и «современной/повременной».
Весной 1882 г. М. внес предложение в Духовную консисторию об изыскании средств для строительства новых храмов, указав на 2 основных источника: устройство приходских пасек (пчельников) в церковных лесах или священнических садах; сохранение и развитие коляд (концертов) - пение духовных гимнов по домам прихожан в дни Рождества Христова, Богоявления, храмовых праздников и издание лучших религ. гимнов под прежним названием «Богогласник». Издание было осуществлено Холмским братством в 1884 г. «Богогласник, или Собрание набожных песнопений с переложением оных песней на ноты» в 1910 г. вышло 10-м изданием. Любитель и знаток церковного пения, М. обратил внимание на религиозно-народные песни и позволил употреблять в церкви местные традиционные напевы. Стремился возродить старинное «дьячковское» пение.
Не оставлял М. и исторических изысканий. В 1880-1882 гг. в «Холмско-Варшавском епархиальном вестнике» печаталось его соч. «О древнейшем существовании православия и русской народности в Галиции, в губерниях Люблинской, Седлецкой и других местностях Привисленского края», затем изданное отдельно в Варшаве (1881-1883. Вып. 1-2). В 1884-1885 гг. на страницах того же издания напечатан его труд «Холмская православная епархия» (Варшава, 1886). Получив от М. книгу «О древнейшем существовании…», архиеп. Вениамин (Благонравов) 2 марта 1882 г. писал своему другу: «От пр. Модеста получил я книжку о православии и русской народности в православном (привислинском?) крае. Книжка свидетельствует, что он попал совершенно на свое место. Там его родина, там воспитывался он и служил и тамошние нравы и обычаи досконально ему известны, а его набожность располагает к нему тамошний народ несравненно больше, чем хитрая политика его предместника. Но пришлось ему понести и тяжелый крест; многие ночи спать не мог от душевного беспокойства» (Письма Вениамина, архиеп. Иркутского († 1892), к Казанскому архиеп. Владимиру († 1897). М., 1913. С. 152).
Летом 1884 г., получив Высочайшее разрешение на путешествие по Востоку с 15 июня по 1 авг., М. совершил паломническую поездку на Афон и в Палестину в сопровождении иеромонаха и 2 священников. Один из них, прот. Аполлинарий Ковальницкий, оставил подробное описание этой поездки (Из путешествия в Св. Землю: Впечатления и заметки прот. А. Ковальницкого. СПб., 1886. Вып. 1). Это было 2-е посещение русским иерархом Афона и Св. земли. Первое в 1868 г. совершил еп. Полтавский Александр (Павлович). В К-поле М. встретился с архидиаконом Эфесской епархии Агафангелом (Константинидисом; впосл. митрополит Эфесский), посетил мечети Айя-София и Кахрие-джами. С 25 по 30 июня пребывал на Афоне, посетил Богородицкий, Андреевский и Илиинский скиты, Протат (где ему была устроена торжественная встреча - см. в ст. Карея), Иверский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, Ватопед и его б-ку, Великую Лавру, монастырь Зограф и его б-ку, Хиландар и др., везде оставляя пожертвования. В Бейруте встречался с митр. Бейрутским Гавриилом (Шатилой), выпускником КДА. 12 июля М. прибыл в Яффу, 13 июля в Иерусалиме в патриархии был принят патриаршими епитропами архиепископами Газским Иоасафом и Иорданским Епифанием, к-рые вручили ему грамоту: М. «разрешается священнодействовать в святых и досточтимых местах». За 10 дней пребывания на Св. земле М. совершил 4 литургии: 14 июля в 5 ч. утра - на Голгофе, 15 июля в 0 ч.- при Гробе Господнем и в приделе Ангела (пели певчие РДМ), 17 июля в 2 ч. утра - в Св. вертепе храма Рождества Христова в Вифлееме, 18 июля - на гробе Божией Матери в Гефсимании. В сопровождении начальника РДМ архим. Антонина (Капустина) М. посетил место раскопов у Порога Судных Врат, 16 июля совершил литургию у Мамврийского дуба в Хевроне, посетил лавру св. Саввы. 22 июля покинул Св. землю, 7 авг. прибыл в Холм. Впосл. М. делал «щедрые жертвы» на украшение храмов православного Востока, высылал издания Холмского братства и свои сочинения. Несколько камней, привезенных с Елеонской горы, 16 июля 1889 г. были положены в кипарисовом ларце при закладке в основание каменной церкви в с. Зиновинцы на родине архиерея.
7 июня 1885 г. М. был назначен на самостоятельную Нижегородскую и Арзамасскую кафедру. Деятельность М., особенно напряженная и энергичная в первые годы, была направлена на преодоление раскола и уменьшение числа «небытчиков», т. е. не бывавших на исповеди и не приступавших к причастию. Комиссия, созданная в февр. 1886 г. и работавшая под руководством М., после рассмотрения рапортов из приходов выработала меры по улучшению религиозно-нравственной жизни в епархии, к-рая была признана неудовлетворительной. В дальнейшем раз в полугодие в каждом благочинии предлагалось проводить съезды духовенства и определять меры для ослабления старообрядчества. В поездках по епархии М. посещал и приходы, «зараженные расколом», отчеты архиерея регулярно помещались на страницах «Нижегородских епархиальных ведомостей», которые с 1886 г. стали выходить 2 отделениями: официальным и неофициальным. Совершал поездки не только летом, но и зимой. Так, в течение 1886 г. он посетил 61 село, 4 уездных города, 6 мон-рей, в т. ч. Островоезерский Свято-Троицкий на Ворсменском оз., Абабковский, Оранский Богородицкий. В янв. 1887 г. путешествовал по Заволжью, где посетил 25 приходов, в марте - 14 приходов Семёновского у., в мае в нескольких уездах - 71 приход. Результатом поездок по епархии и знакомства с паствой стало «Пастырское воззвание Модеста, епископа Нижегородского и Арзамасского возлюбленной о Христе пастве земли Низовския» [Н. Новгород, 1887] (Слова. Т. 1. С. 368-385).
Большое внимание М. уделял церковным школам и просвещению паствы, во время поездок по епархии нередко сам испытывал учеников приходских школ в чтении церковнослав. текстов и знании молитв, побуждал организовывать школы церковных хоров. Ввиду недостатка хорошо подготовленных учителей М. учредил в Н. Новгороде церковно-учительскую школу, 1-ю в России, которая готовила помощников для псаломщиков и диаконов, могущих быть и учителями в церковноприходских школах. Составленный М. проект правил и программы обучения, рассчитанного на 2 года, 13 нояб. 1886 г. был утвержден Синодом. 14 апр. 1888 г. состоялась закладка отдельного здания школы, на строительство к-рого архиерей передал 1 тыс. р. Однако после перевода М. на Волынь школа была закрыта из-за недостатка средств. Вскоре такие школы стали открываться в др. городах, в 1902 г. вышло специальное положение о них.
Чаще всего М. совершал богослужения в нижегородском кафедральном соборе, в Крестовой церкви архиерейского дома. 22 авг. 1885 г. в Преображенском (Староярмарочном) соборе М. встречал вел. кн. Владимира Александровича и вел. кнг. Марию Павловну, 25 июня 1887 г.- вел. князей Михаила Николаевича и Сергея Михайловича. Во время Макарьевских ярмарок М. произносил поучения о значении купеческого сословия (Соч. Т. 1. С. 228-235). В мае 1887 г. М. принимал у себя митр. Сербского Михаила (Йовановича), которого знал со времен обучения в КДА. 5 июня 1887 г. в присутствии обер-прокурора В. К. Саблера освятил храм во имя арх. Михаила над святыми вратами в Макариевом Желтоводском во имя Святой Троицы монастыре. 15 июля 1888 г. в Н. Новгороде прошли торжества в память 900-летия Крещения Руси. Сам М. находился в эти дни в Киеве во главе депутации от Н. Новгорода.
25 нояб. 1889 г. М. был назначен епископом Волынским и Житомирским, священноархимандритом Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры. Указ о переводе М. получил 2 дек. и 7 дек. того же года покинул Н. Новгород. Перед отъездом, 4 дек. посетил церковно-учительскую школу. 24 дек. М. прибыл в Житомир. Первые распоряжения на Волыни касались церковно-школьного дела. 1 окт. 1890 г. по предложению М. при лавре была открыта Почаево-Лаврская епархиальная церковно-учительская школа, смотрителем ее назначен наместник архим. Модест. На Волыни М. возбудил ходатайство перед гражданской властью о внимательном отношении мировых посредников к церковно-школьному делу. «Оставление детей вне правильного обучения в школах есть одно из важных препятствий к разумному познанию и усвоению ими предметов св. веры и всего, что полезно для благополучной частной и общественной жизни людей» (Слова, воззвания, поучения и речи. Од., 1902. Т. 2. С. 126). Также М. уделял внимание учреждению б-к и читален для народа.
Регулярно М. совершал ревизионные поездки по епархии, отчеты печатались в «Волынских епархиальных ведомостях». Предписал духовенству выработать программы чтения проповедей, вести дневник внебогослужебных чтений. Заботился о поставлении в сельских приходах грамотных диаконов, об организации приходских хоров и развитии церковного пения, введении общего пения при богослужении. 24 февр. 1890 г. дал предписание консистории доставлять сведения о наличии братств, их правилах, ведении в приходах летописей.
В марте 1890 г. впервые посетил Почаевскую лавру. Предложил Собору лавры увеличить хор и пригласить регента для обучения послушников обиходному пению. Осенью того же года в Москву были направлены помощник типографа лавры иеродиак. Никон и заведующий монастырской книжной лавкой иеродиак. Феодот для знакомства с ведением дела в синодальной типографии. При М. в лавре были построены новые здания типографии, которая значительно расширила свою деятельность, школы и иконописной мастерской. В 1890 г. М. заказал в афонском Пантелеимоновом мон-ре копию иконы Божией Матери «Геронтисса». 30 мая 1891 г. в праздник Вознесения Господня этот образ был доставлен в лавру. В одной из комнат архиерейского дома М. устроил ц. во имя арх. Михаила. В 1894 г. открыл киновию на лаврской пасеке для проживания престарелых и немощных насельников. Благодаря М. лавра получила от казны значительный надел леса. Заботился об увеличении в обители числа ученых монахов.
Для поднятия образовательного ценза монашества в марте 1890 г. М. предложил при каждом мон-ре устроить школу, в которой после богослужения под руководством опытного насельника все монашествующие и послушники изучали бы догматическое и нравственное богословие, библейскую и церковную историю, историю богослужения, литургику и другие предметы. М. разработал специальные правила таких занятий. При посещении обителей лично испытывал монахов и послушников в знании различных предметов. Предложил завести пасеки для изготовления собственного воска, чтобы не покупать его через посредников. Во исполнение резолюции М. от 2 нояб. 1893 г. духовенство стало заводить приходские и окружные пасеки.
М. сделал распоряжение о составлении описи церковных древностей по храмам епархии, о предоставлении древних книг в музей Владимиро-Волынского братства, предписывал «не поновлять» иконы, проверять архивы мон-рей и присылать ему для рассмотрения документы исторического содержания. 13 окт. 1891 г. состоялось торжественное освящение возобновленного из развалин древнего Богоявленского храма в г. Острог. В 1892 г. по настоянию М. было торжественно отмечено 900-летие Православия на Волыни. Прошение в Синод было направлено в июне 1891 г., в июле указом Синода торжества были разрешены. Тогда же, в июле 1891 г., было учреждено Владимиро-Волынское вик-ство, которое возглавил еп. Паисий (Виноградов). Была составлена программа празднества 900-летия. М. предписал духовенству проведение внебогослужебных бесед с разъяснением будущих торжеств. Было объявлено о сборе сведений для составления общего синодика князей и дворян, бывших фундаторами церквей и монастырей на Волыни, и материалов для книги по истории Православия на Волыни. Сб. «900-летие православия на Волыни, 992-1892» (Ч. 1-2) издан в Житомире в нач. 1892 г. Издание и редакцию книги М. поручил преподавателю Житомирского ДУ К. В. Дунаевскому. В память 900-летия Православия на Волыни М. устроил на Фоминой неделе крестный ход из кафедрального собора и всех церквей г. Житомира на старейшее кладбище города. Сами торжества проходили 10, 11 и 12 мая и были приурочены к празднованию памяти святых Кирилла и Мефодия (11 мая). 15 мая 1892 г. М. был возведен в сан архиепископа. 16 мая 1893 г. (вместо 27 мая), в день Св. Троицы, Волынь праздновала 100-летие воссоединения Украины с Россией. К этому времени было приурочено открытие епархиального древлехранилища, для к-рого временно предоставили архиерейскую домовую церковь. При открытии М. благословил присутствующих крестом XIII в., найденным в Дорогобуже. 2 янв. 1894 г. в Житомире было открыто Церковно-археологическое об-во.
При архиерейском доме в Житомире М. основал храм в память о спасении царской семьи от смертельной опасности 17 окт. 1888 г. Во время пребывания царской семьи на Волыни, 1 сент. 1890 г. в Почаевской лавре преподнес имп. Александру III свои церковно-исторические и проповеднические труды.
В 1899 г. торжественно отмечалось 50-летие служения М. в священном сане. 6 марта 1902 г. он заболел. 15 марта в присутствии духовника игум. Ипатия, эконома архиерейского дома иером. Иоанникия, келейника Коссовского, он сделал распоряжения относительно своего имущества и б-ки. 10 тыс. р. велел отписать «в пользу» попечительства о бедных духовного звания, 3 тыс. р.- на стипендию при Волынской ДС, 3 тыс. р.- на завершение строительства Покровской ц. на старейшем кладбище Житомира. Значительные суммы разослал в монастыри, благотворительные учреждения, родным. 10 апр. того же года исполнилось 25 лет служения М. в святительском сане. Он готовился к пасхальной службе. В Великую субботу, 13 апр., по возвращении из церкви «опустился на подушку и тихо, без всякой агонии, стал как бы засыпать» (Левитский. 1902. № 12/13. С. 343). По поручению Синода отпевание М. совершил архиеп. Херсонский и Одесский Иустин (Охотин). 18 апр. гроб с телом архиерея опустили в склеп житомирского кафедрального Преображенского собора под главным алтарем, где находились гробницы архиепископов Агафангела (Соловьёва) и Тихона (Покровского).
М. был награжден орденами св. Анны 2-й степени (1865), св. Анны 2-й степени с Императорской короной (1871), св. Владимира 4-й степени (1874), св. Владимира 3-й степени (1878), св. Анны 1-й степени (1880), равноап. вел. кн. Владимира 2-й степени (28 янв. 1887), равноап. вел. кн. Владимира 1-й степени (28 марта 1888), блгв. кн. Александра Невского (14 мая 1896), наперсным крестом, украшенным бирюзой и бриллиантами (30 авг. 1890). 6 мая 1901 г. указом Синода удостоен права ношения бриллиантового креста на клобуке. Действительный член Церковно-археологического общества при КДА (25 дек. 1875), почетный член Церковно-археологического общества при КДА (1877), почетный член Православного палестинского об-ва (1886); пожизненный член нижегородского Православного епархиального братства св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича (28 янв. 1887); почетный член Нижегородского об-ва вспоможения бедным (4 окт. 1889); почетный член Волынского управления Красного Креста (1892); почетный член КДА (1899); почетный член КазДА (1899).